Выставка Евгении Яговкиной "Цикады тихий звон"

В Школе художественных ремесел 20 апреля 2018 года открылась персональная выставка художника Евгении Яговкиной на тему "Цикады тихий звон".

На выставке представлена живопись художника, выполненного в разных стилях китайской живописи, а так же в традиционных техниках художника.

Выставка открыта до 10 мая 2018 года по расписанию работы Школы художественных ремесел.

"Сквозь урагана рев,
Когда дрожит вся кровля,
Цикады тихий звон..."
Рию

Выставка "Цикады тихий звон"

Китайская живопись - это изящный язык образов. Часто, изображая что-либо в своей картине, китайский художник закладывает определенный подтекст. Некоторые образы встречаются особо часто, например, четыре благородных растения- орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа.
Орхидея нежна и утонченна, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук - символ непреклонного характера. Хризантема - прекрасна, скромна, воплощение торжества осени.
Цветущая дикая слива мэйхуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам.
В растительных сюжетах встречается и такая символика - рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.
Специфика китайского языка порождает специфический жанр картинок - ребусов, имеющих благопожелательный смысл. Отбор изобразительных мотивов производится по принципу омонимического созвучия различных понятий. Например, "летучая мышь" является в китайском языке омонимом слова "счастье", поэтому композиция из 5 летучих мышей может означать пожелание Пяти  благ. Изображение нарцисса ассоциируется с долголетием, поскольку в его названии присутствует иероглиф, обозначающий святого бессмертного отшельника. Композиция с фазаном или петухом вместе с пионом составляет ребус - богатство и почет. 
Для написания традиционных китайских картин применяют " четыре сокровища кабинета ученого"- китайская кисть,  тушечница,  тушь и бумага. Идеалом интеллектуала, ищущего уединения, становится скромный приют в горах или бамбуковой роще, который образно называют " тростниковой хижиной". Так описывает художник идеальное место, где можно творить: " На том месте, где ручей стремится между холмами, должны стоять несколько павильонов, откуда можно обозревать облака и туман. С одной стороны - бамбук, с другой- ароматные травы и мох среди камней, слива с кривыми ветвями , высокая сосна, сквозь ветви которой выглядывает яркая луна. В восточных покоях - изучение даосских трактатов и буддийских сутр, в западных - конфуцианской классики." Кабинет ученого- прибежище человека высокого вкуса, где все должно следовать категориям изящного, а главной эстетической заповедью становится лозунг- избегай вульгарного. Начиная со времен зарождения китайской живописи на шелке и бумаге в пятом веке н.э. множество авторов предпринимают попытки теоретизации живописи. Одним из первых сформулировал шесть  законов живописи художник Гу Кай.
  • Шеньцы - одухотворенность
  • Тяньцюй - естественность
  • Гоуту - композициия 
  • Гусян-структура, основа
  • Мосе-следование традиции, памятникам древности
  • Юнби - высокая техника письма тушью и кистью.

  Примерно в восьмом веке н.э. зарождаются основные жанры китайской живописи.

  • Пейзаж- шаньшуй - горы и воды
  • Цветы и птицы - хуаняо
  • Анималистическая живопись
  • Живопись бамбука
  • Портреты и люди - женьхуа.
Лотос отцвел, и уже не поднять зонтик ему от дождя .
Стала красу хризантема терять , в гордости иней терпя...
Но все же лучшее время садов , Вы согласиться должны,
Это когда грузом спелых плодов ветви отягощены!
Су Ши.
Китайская живопись требует разносторонней подготовки от художника. Приступая к работе, художник уже, как правило, обдумал стихотворное сопровождение , которое он напишет на картине, каллиграфический стиль этого стихотворения, место для печати. В целом картина становится единством поэзии, каллиграфии , живописи. Играют большую роль и пустые, незаполненные участки- важный композиционный элемент, оставляющий простор для мыслей зрителя.
Выдающийся поэт древности Су Ши (1036-1101) говорил о том, чтобы в стихах была образность живописи, а в живописи присутствовала поэзия.
Живым опытом величайших живописцев прошлого, и документом и великим памятником эпохи, является трактат " Слово о живописи из сада с горчичное зерно". Трактат был задуман в мастерской, располагавшейся в загородном домике к югу от Нанкина, в 1676 году. Мастерская носила название " Цзе Цзы Юань", что можно перевести как " Сад с горчичное зерно". Ведущая роль принадлежит художнику и каллиграфу Ван Гаю, который привлек и других замечательных художников к совместной работе. Трактат создавался на протяжении 13 лет. "Слово о живописи"-практическое наставление для художника, теснейшим образом связано с художественной практикой. Большинство теоретических категорий- технические термины. Но смысл технических терминов неразрывно связан с эстетическими и общефилософскими понятиями, благодаря чему каждое прикосновение кисти к бумаге , каждое пятно туши вплетено в целостностную конструкцию основных закономерностей мира.
....
На выставке "Цикады тихий звон" представлены работы жанра "Цветы и птицы", выполненные в различных техниках, - се-и, гунби, могуфа.
  • Се-и - живопись идеи
  • Гунби - прилежная кисть
  • Могуфа - бесконтурная живопись
Каждая из техник требует своих кистей, бумаги, красок. Различно и время работы над картиной. Самая быстрая- се-и, более длительная- могуфа, и самая тщательная и долгая- техника гунби.
Задача выставки- ознакомить зрителя с различными видами этих техник, показать многообразие приемов работы в этих техниках, рассказать о разнообразии сюжетов в этих жанрах.
Большую роль сыграла в развитии навыков и приобретении бесценного опыта поездка в Китай и обучение у художников Чжоу Бин и Ли Чже в октябре 2017 года.  Там были выполнены представленные на выставке работы в стиле могу фа- "Белый пион", веер с птичкой, "Ирисы Юнь Шоупина" , Ветка с ягодами, Мотылек любит  цветок".
Садовые цветы, плоды, цветущие деревья, букеты в вазах, птицы в окружении прекрасных растений, насекомые, животные- вот главные герои картин, созданных за год  знакомства и работы  в различных техниках китайской живописи.

Выставка состоит из трех  разделов

  • Первый, основной, представляет работы:
    • "Нежный пион на зеленом фоне",  "Пион", " Белочка", "Это-Ека", "Собака, наблюдающая за ящерицей" - работы в стиле гун-би.
    • "Белый пион", "Пионы и желтые птички", веер с гортензией и птичкой - стиль могуфа.
    • "Пионы и две бабочки", "Лилия", "Персики в корзинке" - стиль се-и.
  • Второй раздел знакомит с текстильным направлением в творчестве, где колористика решений работ и общий образ берут истоки в искусстве китайской живописи. Это шарфики и гобелены "Пионы и бабочка", "Ирисы и спящий кот".
  • Третий раздел - живописные произведения. Клумбы пионов, ирисов и букеты в вазах - традиционная живопись маслом по холсту или картону. Садовые растения напоминают о радостном наступлении сезона цветения - теплой поры - лета.
 
 
 

Справка о художнике

Евгения Яговкина
Художник, член Московского Союза Художников.
Закончила в 1987 году МТИ, художественный факультет. 
Творческая и выставочная деятельность - живопись, гобелен.
Поездки в Китай и Японию с 2003 года.
Обучение китайской живописи с 2017г.
Обучалась у китайских мастеров - Джоу Бин и Ли Чже, в Москве и Пекине.

Выставка проводится при содействии мастерской "Багетное дело"

Яндекс.Метрика